Возможна ли установка ГБО 4-го поколения самостоятельно, своими руками? Теоретически – да, она вполне возможна и не слишком трудоемка! Но, как показывает практика, для этого нужны не только мало-мальские познания в устройстве автомобиля, в функционировании его систем и узлов, а также понимание работы и устройство приборов бортовой автомобильной электрики, и хотя бы базовые знания в электронике.
Другой вопрос: а нужно ли? Как показывает мой личный и профессиональный опыт – далеко не всегда.
Ведь всё дело в том, что в любом случае вам придется соблюсти целый ряд условий, которые сегодня оговорены законами Украины и великим множеством подзаконных документов. Во-первых, вам предстоит закупить газобаллонное оборудование не просто где попало на рынке (или даже в специализированном торговом предприятии), но также еще получить у продавца документальные подтверждения того, что приобретенное вами оборудование сертифицировано для установки и эксплуатации на территории нашей страны.
Во-вторых, вам все равно придется обратиться в аккредитованный соответствующими органами сертификационный центр, чтобы получить:
Сертификат соответствия;
Свидетельство о согласовании конструкции ГБО;
Акт технической экспертизы;
Сертификат соответствия конструкции транспортного средства (этот документ, правда, нужен для автобусов).
Но также может случиться, что потребуют ещё какие-нибудь подтверждающие и разрешающие документы. Не проще ли поручить установку и «узаконивание» ГБО профильному техническому центру?
С одной стороны, своими руками выйдет наверняка дешевле. Но будет ли стоить такая экономия потраченного времени, сил, энергии и нервов? Если вы просчитали все риски и «негаразды», и для вас это кажется выгодным, тогда – вперед!
Если вы профессиональный автомеханик, то все нижеперечисленное и так имеется (или должно иметься) в вашем ежедневном «обиходе». А если вы ремонтом и обслуживанием автомобилей не занимаетесь, то все это вам нужно будет приобрести или арендовать:
Провода различных сечений, которые не должны «конфликтовать» по токопроводимости, сопротивлению с основными штатными элементами и электрическими приборами вашего автомобиля.
Набор гаечных рожковых и накидных ключей, а также головки и воротки к ним хотя бы основных размерностей – от 8 до 19 мм. Если на вашем автомобиле применяется так называемый фирменный заводской крепеж, то желательно также наличие и аналогичных инструментов (шестигранников, «звездочек» и тому подобных).
Набор отверток различных конфигураций: прямых и крестообразных.
Дрель, шуруповерт.
Метизы (гайки, шайбы, винты, болты и саморезы), а также шланги, хомуты, жгуты и тп; свёрла, метчики и изолента.
Препараты для антикоррозионной обработки «потревоженных» металлов.
Электрический тестер (мультиметр) для контроля и прозвона «концов» при монтаже электрической части ГБО.
Тест-компьютер для настройки работы систем питания, зажигания и тд, а также соответствующее программное к нему обеспечение. Простенький тестер типа полупрофессионального ELM 327, а уж тем более какой-нибудь бытовой, работающий в паре с вашим смартфоном – не подойдет.
Номенклатуру и типы вспомогательного оборудования нужно «согласовать» с маркой и, главное, с моделью (и модификацией) вашего автомобиля. В том числе, и с учетом особенностей вашего двигателя – объема, мощности, возраста, пробега, степени износа ЦПГ, ГРМ и тд.
Газовый баллон должен быть, как это говорят метрологи, – поверенным, то есть сертифицированным и иметь соответствующий паспорт поверки. Покупать б/у баллон даже не советую (хотя может оказаться и значительно дешевле), поскольку предельно рискованно. Гарантировать его нормальную работу, а главное успех при сертификации, точно нельзя. При выборе топливного (газового) бака по объему следует учесть необходимый или хотя бы желаемый запас хода на одной заправке. Баллоны бывают традиционной цилиндрической формы и тороидальные, как их называют в быту – «бублик» или «таблетка». Если у вас седан или универсал с большим багажником, то не жалейте денег и сразу покупайте большой бак литров на 60-70, а то и еще больше. А если у вас маленький хэтчбек, то можно и «бублик». Обычно он аккурат укладывается в нишу запасного колеса. Запаску при этом нужно будет оставить в гараже.
Газовый редуктор должен быть сертифицирован в Украине, а также поверенным соответствующими метрологическими службами. Самое смешное заключается в том, что рынок предлагает не один десяток производителей газовых редукторов (польских, итальянских, голландских и тд), но не все производители и не все их модели подходят для работы в нашей стране.
Мультиклапан – это прибор, который устанавливается на газовом баллоне и обеспечивает дозированную и корректную его заправку. А еще этот сложный многокомпонентный узел оснащен заборной трубкой, измерителем уровня топлива, предохранительным (разгрузочным) клапаном и тд. Устанавливается на горловине баллона, как и вентиляционная камера.
Вам могут предложить отдельно датчик определения уровня топлива в баллоне. Но, как показывает практика, толку от него ноль. Вам придется ориентироваться по «штатным» светодиодам, а также по одометру и пробегу на одном баке. На самом деле – это не очень сложно!
Набор форсунок, трубок (или шлангов) высокого давления.
Программное обеспечение и диск (флешка) со схемой подключения, а также подробная инструкция при выполнении каждого этапа установки (если вы покупаете ГБО не «вразнобой», а комплектом).
Не буду опускаться до банальных советов о том, что:
топливный бак должен быть жестко закреплен и не ёрзать при движении автомобиля;
топливные магистрали должны быть проложены в естественных нишах и полостях кузова, салона и багажного отсека;
отверстия в кузовных панелях должны быть защищены специальными резиновыми вкладышами и не повредили магистрали и провода при движении.
Но некоторая специфика имеется.
Принципиальная и монтажная электрические схемы для подключения ГБО 4-го поколения на автомобиль должны быть приложены к комплекту, если, повторюсь, вы покупаете именно комплект. А если «вперемешку» и у разных продавцов, то в интернете вам следует провести настоящее исследование, найти обзоры и отзывы по установке конкретно вами купленного оборудования именно на ваш автомобиль. Ведь не зря с 2020 года государство так серьезно взялось за сертификацию газобаллонного оборудования на транспорте, поскольку в Украине значительно участились и самовозгорания, и взрывы баллонов, и т.д.
При монтаже элементов ГБО особое внимание следует уделить не только газовому редуктору и правильному его подключению к системе охлаждения ДВС, но и при монтаже любого (и каждого) элемента на любом этапе монтажа. Если «разорвать» магистраль системы охлаждения и монтировать в разрыв газовый редуктор – это не особо трудная задача, то установка форсунок потребует от вас не только специальных знаний, но и опыта.
Если вы раньше никогда не снимали впускной коллектор двигателя и не «врезали» в него форсунки, то и не пытайтесь это делать. Проблема даже не в том, что вы чего-то там напортачите, сломаете или не там просверлите (и, тем самым, введёте себя в дополнительные расходы). А в том, что в сертификационном техцентре вашу работу не примут и выдадут предписание на ее переделку. Одним словом, разрешительных документов вы не получите.
Именно поэтому на вопрос установки газа на авто своими руками я в самом начале статьи и оговорился: а нужен ли этот «головняк», и будет ли стоить ваша экономия выеденного яйца? Чтобы провести монтаж ГБО в Киеве самостоятельно, своими собственными руками, нужно быть, как минимум профессиональным автомехаником, причем универсальным, который работает и с «железом», и с мотор-тестером, и даже понимает, что именно тебе этот мотор-тестер показывает на экране.
Производил ли установку ГБО своими руками лично я? Да, производил! Но нужно учитывать, что это были комплекты 1-го или, максимум, 2-го поколения для карбюраторных автомобилей с батарейным зажиганием. Но уже в третьем поколении появились такие компоненты, как дозаторы, смесители, отсекающие клапаны и так далее.
В четвертом поколении всего этого добра как раз поубавилось, но потребовались весьма специфические знания. Казалось бы, работы по установке ГБО 4-го поколения должны быть менее трудоемки, однако это далеко не так. Именно поэтому наши, например, редакционные автомобили были оборудованы системами ГБО в компании Injector.ua.
Современный автомобиль буквально напичкан электронными системами, помощниками и ассистентами. Поэтому и знания для установки на него газобаллонного оборудования нужны совершенно иные. Ведь не зря умные люди говорят: доверяйтесь профессионалам!
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»
Шанхайське відділення американського агентства JD Power, яке займається складанням рейтингів якості товарів, представило свій звіт…
Журналісти "WhatCar" разом з експертами "MotorEasy" провели опитування серед власників електричних авто у віці до…
На АЗС курити дуже небезпечно через високий ризик загоряння. Навіть маленька іскра від запальнички чи…
Засновник Xiaomi Лей Цзюнь оголосив, що їм вдалося встановити світовий рекорд за швидкістю випуску автомобілів…
На жаль, водневі автомобілі поки що не стали популярними, проте деякі компанії продовжують інвестувати в…
У США щорічно становлять рейтинг безпечних автомобілів. Це робить Страховий інститут дорожньої безпеки (IIHS). Найвищу…
Leave a Comment