Установка Гбо 4 Поколения Своими Руками

Час читання: 6 хв.
0

Установка ГБО 4 поколения

Возможна ли установка ГБО 4-го поколения самостоятельно, своими руками? Теоретически – да, она вполне возможна и не слишком трудоемка! Но, как показывает практика, для этого нужны не только мало-мальские познания в устройстве автомобиля, в функционировании его систем и узлов, а также понимание работы и устройство приборов бортовой автомобильной электрики, и хотя бы базовые знания в электронике.

Другой вопрос: а нужно ли? Как показывает мой личный и профессиональный опыт – далеко не всегда.

Ведь всё дело в том, что в любом случае вам придется соблюсти целый ряд условий, которые сегодня оговорены законами Украины и великим множеством подзаконных документов. Во-первых, вам предстоит закупить газобаллонное оборудование не просто где попало на рынке (или даже в специализированном торговом предприятии), но также еще получить у продавца документальные подтверждения того, что приобретенное вами оборудование сертифицировано для установки и эксплуатации на территории нашей страны.

Реклама

Во-вторых, вам все равно придется обратиться в аккредитованный соответствующими органами сертификационный центр, чтобы получить:

  • Сертификат соответствия;

  • Свидетельство о согласовании конструкции ГБО;

  • Акт технической экспертизы;

  • Сертификат соответствия конструкции транспортного средства (этот документ, правда, нужен для автобусов).

Но также может случиться, что потребуют ещё какие-нибудь подтверждающие и разрешающие документы. Не проще ли поручить установку и «узаконивание» ГБО профильному техническому центру?

С одной стороны, своими руками выйдет наверняка дешевле. Но будет ли стоить такая экономия потраченного времени, сил, энергии и нервов? Если вы просчитали все риски и «негаразды», и для вас это кажется выгодным, тогда – вперед!

Инструменты и расходники

Если вы профессиональный автомеханик, то все нижеперечисленное и так имеется (или должно иметься) в вашем ежедневном «обиходе». А если вы ремонтом и обслуживанием автомобилей не занимаетесь, то все это вам нужно будет приобрести или арендовать:

  • Провода различных сечений, которые не должны «конфликтовать» по токопроводимости, сопротивлению с основными штатными элементами и электрическими приборами вашего автомобиля.

  • Набор гаечных рожковых и накидных ключей, а также головки и воротки к ним хотя бы основных размерностей – от 8 до 19 мм. Если на вашем автомобиле применяется так называемый фирменный заводской крепеж, то желательно также наличие и аналогичных инструментов (шестигранников, «звездочек» и тому подобных).

  • Набор отверток различных конфигураций: прямых и крестообразных.

  • Дрель, шуруповерт.

  • Метизы (гайки, шайбы, винты, болты и саморезы), а также шланги, хомуты, жгуты и тп; свёрла, метчики и изолента.

  • Препараты для антикоррозионной обработки «потревоженных» металлов.

  • Электрический тестер (мультиметр) для контроля и прозвона «концов» при монтаже электрической части ГБО.

  • Тест-компьютер для настройки работы систем питания, зажигания и тд, а также соответствующее программное к нему обеспечение. Простенький тестер типа полупрофессионального ELM 327, а уж тем более какой-нибудь бытовой, работающий в паре с вашим смартфоном – не подойдет.

Оборудование и оснастка

Номенклатуру и типы вспомогательного оборудования нужно «согласовать» с маркой и, главное, с моделью (и модификацией) вашего автомобиля. В том числе, и с учетом особенностей вашего двигателя – объема, мощности, возраста, пробега, степени износа ЦПГ, ГРМ и тд.

  1. Газовый баллон должен быть, как это говорят метрологи, – поверенным, то есть сертифицированным и иметь соответствующий паспорт поверки. Покупать б/у баллон даже не советую (хотя может оказаться и значительно дешевле), поскольку предельно рискованно. Гарантировать его нормальную работу, а главное успех при сертификации, точно нельзя. При выборе топливного (газового) бака по объему следует учесть необходимый или хотя бы желаемый запас хода на одной заправке. Баллоны бывают традиционной цилиндрической формы и тороидальные, как их называют в быту – «бублик» или «таблетка». Если у вас седан или универсал с большим багажником, то не жалейте денег и сразу покупайте большой бак литров на 60-70, а то и еще больше. А если у вас маленький хэтчбек, то можно и «бублик». Обычно он аккурат укладывается в нишу запасного колеса. Запаску при этом нужно будет оставить в гараже.

  2. Газовый редуктор должен быть сертифицирован в Украине, а также поверенным соответствующими метрологическими службами. Самое смешное заключается в том, что рынок предлагает не один десяток производителей газовых редукторов (польских, итальянских, голландских и тд), но не все производители и не все их модели подходят для работы в нашей стране.

  3. Мультиклапан – это прибор, который устанавливается на газовом баллоне и обеспечивает дозированную и корректную его заправку. А еще этот сложный многокомпонентный узел оснащен заборной трубкой, измерителем уровня топлива, предохранительным (разгрузочным) клапаном и тд. Устанавливается на горловине баллона, как и вентиляционная камера.

  4. Вам могут предложить отдельно датчик определения уровня топлива в баллоне. Но, как показывает практика, толку от него ноль. Вам придется ориентироваться по «штатным» светодиодам, а также по одометру и пробегу на одном баке. На самом деле – это не очень сложно!

  5. Набор форсунок, трубок (или шлангов) высокого давления.

  6. Программное обеспечение и диск (флешка) со схемой подключения, а также подробная инструкция при выполнении каждого этапа установки (если вы покупаете ГБО не «вразнобой», а комплектом).

Специфика и нюансы инсталляции ГБО в автомобиль

Не буду опускаться до банальных советов о том, что:

  • топливный бак должен быть жестко закреплен и не ёрзать при движении автомобиля;

  • топливные магистрали должны быть проложены в естественных нишах и полостях кузова, салона и багажного отсека;

  • отверстия в кузовных панелях должны быть защищены специальными резиновыми вкладышами и не повредили магистрали и провода при движении.

Но некоторая специфика имеется.

Электросхема подключения ГБО 4 поколения на инжектор

Принципиальная и монтажная электрические схемы для подключения ГБО 4-го поколения на автомобиль должны быть приложены к комплекту, если, повторюсь, вы покупаете именно комплект. А если «вперемешку» и у разных продавцов, то в интернете вам следует провести настоящее исследование, найти обзоры и отзывы по установке конкретно вами купленного оборудования именно на ваш автомобиль. Ведь не зря с 2020 года государство так серьезно взялось за сертификацию газобаллонного оборудования на транспорте, поскольку в Украине значительно участились и самовозгорания, и взрывы баллонов, и т.д.

Подключение газового редуктора к системе охлаждения

При монтаже элементов ГБО особое внимание следует уделить не только газовому редуктору и правильному его подключению к системе охлаждения ДВС, но и при монтаже любого (и каждого) элемента на любом этапе монтажа. Если «разорвать» магистраль системы охлаждения и монтировать в разрыв газовый редуктор – это не особо трудная задача, то установка форсунок потребует от вас не только специальных знаний, но и опыта.

Если вы раньше никогда не снимали впускной коллектор двигателя и не «врезали» в него форсунки, то и не пытайтесь это делать. Проблема даже не в том, что вы чего-то там напортачите, сломаете или не там просверлите (и, тем самым, введёте себя в дополнительные расходы). А в том, что в сертификационном техцентре вашу работу не примут и выдадут предписание на ее переделку. Одним словом, разрешительных документов вы не получите.

Газ на авто своими руками

Именно поэтому на вопрос установки газа на авто своими руками я в самом начале статьи и оговорился: а нужен ли этот «головняк», и будет ли стоить ваша экономия выеденного яйца? Чтобы провести монтаж ГБО в Киеве самостоятельно, своими собственными руками, нужно быть, как минимум профессиональным автомехаником, причем универсальным, который работает и с «железом», и с мотор-тестером, и даже понимает, что именно тебе этот мотор-тестер показывает на экране.

Из личного опыта

Производил ли установку ГБО своими руками лично я? Да, производил! Но нужно учитывать, что это были комплекты 1-го или, максимум, 2-го поколения для карбюраторных автомобилей с батарейным зажиганием. Но уже в третьем поколении появились такие компоненты, как дозаторы, смесители, отсекающие клапаны и так далее.

В четвертом поколении всего этого добра как раз поубавилось, но потребовались весьма специфические знания. Казалось бы, работы по установке ГБО 4-го поколения должны быть менее трудоемки, однако это далеко не так. Именно поэтому наши, например, редакционные автомобили были оборудованы системами ГБО в компании Injector.ua.

Современный автомобиль буквально напичкан электронными системами, помощниками и ассистентами. Поэтому и знания для установки на него газобаллонного оборудования нужны совершенно иные. Ведь не зря умные люди говорят: доверяйтесь профессионалам!

Сергей Жебаленко,

автомобильный инженер, журналист,

редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ»

Підпишись на нас в Google НОВИНИ, щоб отримувати більше свіжих новин!