ТОП-5 «грехов» водителей еврономеров, от которых страдают простые украинцы (фото, видео)

Час читання: 6 хв.
0

2018 год, похоже, станет переломным в истории с «евробляхами» в Украине. По крайней мере, на это надеются как в Верновной Раде, так и владельцы авто на временном ввозе. Но еще больше какого-то исхода ждут, как оказалось, обычные автомобилисты западных областей Украины. Они активно жалуются на огромные пробки, создаваемые возле приграничных пунктов пропуска «пересичниками», а также «мурахами», которые в основной своей массе ездят на еврономерах. Autonews.ua узнали топ-5 фактов, из-за которых портятся отношения между водителями.

Факт 1: Пробки и очереди

Колонна «еврономеров», которая стоит отдельно от прочего транспорта перед КПП на границе

Очереди из легковушек на «еврономерах» перед приграничными КПП иногда растягиваются на несколько километров. При этом масса этих автомобилей далеко не однородна. «Пересичники», которым нужно просто раз в 5-10 дней выехать и въехать в Украину, как правило, стараются управиться побыстрее, а потому едут по «зеленому» коридору, где не нужно ничего декларировать.

Длинными вереницами отдельно от всех чаще всего стоят «загонщики» или те, кто готовит польские автомобили под «верблюдов». Вопросы с пограничниками (проверяют документы «верблюдов») решают «загонщики», они же собирают с «верблюдов» дань. Если у «верблюда» с документами все в порядке, он проезжает через границу. Перед выходными и праздниками такие вереницы могут насчитывать по 200 машин. Как правило, колонны собираются ночью — «загонщики» ждут пересменку у таможенников, чтобы проехать, когда дежурят те, с которыми есть договоренности. Еще вечером приезжают вечером, чтобы подгадать свой заезд в Польшу после 24:00 — так «еврономера» выгадывают себе лишние сутки пребывания в Польше.

Чуть меньшими колоннами — по 20-30 машин — выстраиваются «мурахи». Это люди, занятые перевозкой через границу мелких партий товара. За последние год-два «еврономеров» среди них стало очень много Они ждут, когда в приграничный польский город приедет фура с товаром, и им дадут сигнал заезжать. Как правило, они заезжают к 7 утра, чтобы занять очередь на оптовый склад («гуртовня») или супермаркет-дискаунтер (особо любима сеть Biedronka). Также они закупаются товарами для себя. А перед большими праздниками таких автомобилистов перед границей может собираться несколько сотен. На польской стороне их контролируют специальный человек (смотрит, кому сколько выдается), а в Украине их, опять же, встречают. Польские таможенники на приграничной территории периодически проводят рейды, поэтому «мурахи» могут ждать по несколько суток, когда им дадут зеленый свет.

Все это приводит к тому, что обычные украинцы (туристы, бизнесмены), приехав на границу в ажиотажный для «еврономеров» день, могут серьезно на ней застрять. Речь идет о «стоялове» в обе стороны. На польской границе огромные пробки могут возникать из-за того, что украинцы-перекупщики тратят время на оформление возврата НДС (таможенникам нужно проверить, что товар запакованный и новый, и только потом они ставят печать).

Факт 2: Конфликты и драки

Кто и в какой последовательности будет проезжать через границу — вопрос для «пересичников» и «мурах» далеко не последний. Конкуренция в этой среде сильна и в конечном счете все отражается на заработке. Из-за этого часто возникают конфликты, доходит до драк и поджогов машин. К примеру, как рассказали нам на КПП в Краковце, особо отличившихся полиция везет аж в Жовкву или Яворив — дорога неблизкая. Но иногда достается и копам. Интересно, что урезонивать «бляхарей» погранцы предпочитают с помощью полицейских из Львова или «дорожников» — с местными же силовиками, как говорят таможенники, у «бляховодов» давно есть «контакт».

Известен факт, когда в июле 2016 года «пересичники», устроившие протест по случаю ограничения малого приграничного движения (в Польше проводился саммит НАТО), на Раве-Русской напали на автомобиль польских граждан и сильно его повредили. Сообщалось, что авто принадлежало польскому консулу, но МИД Польши это опроверг.

Причиной нападения, по словам протестующих, якобы стало то, что этот автомобиль въехал в толпу людей. Тогда как польские СМИ заявили, что украинцы сперва обещали пропустить автомобиль с поляками, а потом напали. «Нас обещали пропустить через час, а потом сказали, что все откладывается на два. Мы попросили пропустить машины с детьми. Мой муж сел в автомобиль, чтобы выехать через газон. Его моментально окружили, ножами пробили колеса, один из мужчин выскочил на капот, стали выбивать стекла. Вытащили нас и били», — так описывают ЧП пострадавшие. Этот инцидент в Польше имел большой резонанс.

Факт 3: Конкуренция украинскому бизнесу

В каком-то смысле в этом пункте «мурахи» на «евробляхах» выступают в роли Робин Гудов — любимы народом и ненавидимы бизнесом. Ведь «пересичники» кроме всего прочего везут в Украину без налогообложения продукты питания, мясо, алкоголь, бытовую химию и технику, одежду. На такие заработки украинцы идут не от хорошей жизни — люди фактически живут на границе, лишь бы заработать себе копейку.

Существуют лимиты безналогового ввоза (к примеру, в Украину нельзя ввозить продуктов питания больше, чем на 200 евро на человека, или бытовой техники дороже 500 евро и весом более 50 кг). Но массовость явления легко перекрывает ограничения. Также маржинальность бизнеса удается поднять за счет возврата НДС (по-польски — VAT, из-за этого украинцев, зарабатывающих на возврате НДС еще называют «ватниками»).

В Украине все это продается значительно дешевле, чем в торговых сетях, особенно, если речь идет о продуктах питания или бытовой химии. Разница запросто составляет 10-30%, а в силу того, что товары из Европы более качественные, это конкурентное преимущество и вовсе оказывается решающим. Многие владельцы квартир и домов, которые сдаются посуточно, предпочитают обставлять их техникой, купленной именно у «мурах», исходя из тех соображений, что в магазинах продается «Китай и Россия», а микроволновки или пылесосы у «мурах» хоть и из Словакия или Сербия, но это все же европейская сборка.

В свое время одна из львовских торговых сетей пыталась с этим бороться (по слухам, не брезговали даже создавать «народные дружины», которые отбирали товар у торговцев, которые торгуют товарами из Европы, поджигали магазины), но «народный бизнес» все равно устоял.

Факт 4: Низкая культура на дорогах

Вопрос дискуссионный и спорный, но факт остается фактом — в силу того, что концентрация «евроблях» в западных областях на душу населения объективно больше, чем в других регионах, нарекания (справедливые или нет) в их адрес по поводу нарушений ПДД от водителей на «обычных» номерах там звучат чаще. При этом многие из критикующих сам факт пользования автомобилем на временном ввозе не осуждают.

Справедливости ради нужно отметить, что западные области — это регионы, где владельцы «еврономеров» первыми в Украине начали объединяться, бороться за свои права и как-то нормировать это движение (пример — общественная организация «ЗАВТРА» («Западноукраинская ассоциация владельцев транзитных авто»)).

Факт 5: Портят имидж украинцев

Жители приграничных областей считают, что мотающиеся туда-сюда «еврономера» и «мурахи», создают ненужное внимание к тем, кто едет за границу действительно по своим делам (в отпуск, по бизнесу). Частенько бывает, что кого-то из «пересичников» выдергивают на углубленный досмотр, что-то находят, а потом пограничники проверяют всех подряд.

Украинцы, которые ездят в Польшу по делам, постоянно выслушивают, какие мы все хорошие (не в последнюю очередь этому подыгрывает националистически ориентированная правящая партия «Право и справедливость»). И тут нужно понимать, что поляки, которые живут в приграничье, в принципе, за счет украинцев и существуют — кто-то подвязан в схемы с топливом, кто-то в схемы с VAT, кто-то торгует в магазинах, кто-то занимается доставкой. Но при этом хорошего слова от них об украинцах дождаться трудно.

http://autonews.ua

Підпишись на нас в Google НОВИНИ, щоб отримувати більше свіжих новин!