Categories: Авто

«Боевые Запорожцы» и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели неказистый внедорожник ЛуАЗ-969. Но мало кто знает, что этот простейший вездеход для сельской местности изначально базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ. А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, создавший первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.

ЗАЗ-967 (1962 — 1967 гг.)

С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967, внешность которых изменялась затем почти каждый год.

 По основным агрегатам и узлам новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные верхнеклапанные моторы V4 воздушного охлаждения и механизм блокировки дифференциала в заднем приводе.
Машины образца 1962 — 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.

Образцы 1964–1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой всё больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий снабжали мотором МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. с., синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработки и испытания продолжались до ноября 1965 года. По их результатам появились 27-сильные прототипы, ставшие основой серийного варианта ЛуАЗ-967.

На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от двигателя посредством двух клиновидных ремней.

На машинах ЗАЗ-967 впервые были опробованы три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу за водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.

ЛуАЗ-967 (1968 — 1971 гг.)

В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, специализировавшийся на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967. Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытной доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.

Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой доработанный вариант ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой коробкой передач и водооткачивающим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесенный на переднюю облицовку глушитель в решетчатом кожухе.

С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения. Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охранения и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования. В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти добрые намерения так и не вышли из стадии смелых экспериментов.

источник

Скарбик Павло

Головний редактор видання UaMotors. Захоплюєтся технологіями та новими автомобілями.

Опублікував
Скарбик Павло

Останні записи

Що загрожує власникам прострочених “євроблях” під час воєнного стану

Попри воєнний стан, питання штрафів для власників авто на іноземній реєстрації залишається актуальним. Тисячі водіїв…

20.11.2025

В Україні загострюється дефіцит дизелю: ціни можуть зрости ще на 2–3 грн

В Україні загострилася ситуація з дизельним пальним, і ціни можуть зрости. Про це попереджає директор…

20.11.2025

Названо 4 звички водіїв, які сильно збільшують витрату палива

Багато водіїв скаржаться, що виробники занижують показники витрати палива. Однак часто підвищена витрата виникає через…

20.11.2025

В Україні штрафуватимуть водіїв за пасажирів без ременів

Багато українських водіїв досі вважають, що користування ременем безпеки - особистий вибір пасажира. Однак закон…

20.11.2025

У Європі сповільнюється перехід на електрокари

Hyundai заявила, що реальний попит на електромобілі в Європі помітно відстає від попередніх прогнозів, і…

20.11.2025

Названо найменш надійний преміальний седан у 2025 році

При виборі нового автомобіля покупці особливо звертають увагу на надійність, адже сучасні машини коштують значних…

20.11.2025