Уже прошло 33 года после ужасной техногенной аварии на ЧАЭС – Чернобыльской атомной электростанции, которая случилась 26 апреля 1986 года. Хочется отдать должное героя-ликвидаторам, которые не побоялись ужасной радиации, которая у многих забрала жизни. Отважным людям помогала специально подготовленная техника – самосвалы КрАЗ и седельные тягачи МАЗ, передает интернет-издание autocentre.ua.
Машины создавались в сжатые сроки под руководством ведущего конструктора Виктора Холявко.
Сначало свинцовую капсулу хотели установить внутри кабины, однако из-за сложности монтажа фильтровентиляционной установки ФВУА-100Н ее разместили отдельно, демонтировав кабину.
Капсулу сваривали из стальных сэндвич-листов толщиной 3 мм, в середину которых заливали свинец. Толщина свинцового слоя на полу была 30 мм, на боковинах – 25 мм и на крыше – 12 мм. Стекла применялись специальные, противорадиационные, толщиной 75 мм. Капсула весила почти три тонны, поэтому раму и подвеску колес усилили, сообщают Українські Автомобілі.
Для лучшей герметичности капсулы механические приводы управления были заменены на гидропневматические – например, привод управление сцеплением. А на среднем мосту установили энергоаккумуляторы с пневмоуправлением. Машины разработали и изготовили всего за месяц после получения задания. Всего было построено 18 самосвалов со свинцовыми кабинами.
На Минском автозаводе также были построены специальные тягачи для ликвидации аварии на ЧАЭС. Машина создавали конструкторы экспериментального цеха №1 (ЭЦ-1), сообщает Беларусь Сегодня. За основу взяли седельные тягачи МАЗ-504В. Здесь свинцовую капсулу установили внутри стандартной кабины, поэтому с первого взгляда они не отличались от обычных. Разве что фильтровентиляционная установка на крыше выдавала специальное предназначение. Капсула была, как и на КрАЗе, тоже довольно тяжелой – около 3 тонн.
Кропотливая и трудоемкая работа предстояла по созданию самой капсулы. Чертежей как таковых не было. По эскизам конструкторов на кузовном участке ЭЦ 1 изготавливали необходимые детали и отдавали на сборку в модельную мастерскую.
– Я не забуду, наверное, никогда: приходит рулон свинца, и мы его как ковер раскатываем на бетонном полу. А он же 10 – 15 мм, была и «пятерка» – разный привозили, – включается в разговор слесарь Владимир Рубцов. – Потом брали бумажную развертку, обрисовывали на свинце и с помощью топора и кувалды вырубали нужную форму. Затем крепили ее к каркасу капсулы.
Вначале создатели «чернобыльского МАЗа» пытались сваривать свинцовые листы между собой для большей герметичности, но потом хватились – если варить в таких объемах, можно отравить весь цех. Пары свинца очень ядовиты. Поэтому детали крепили стальными болтами, а чтобы они не пропускали радиацию – ставили с двух сторон специальные свинцовые клапаны и кляммеры. Если луч уперся в свинец -дальше не проникает.
Примечательно, что машины для Чернобыля проходили тройную приемку. Вначале их проверяли контролеры управления контроля качества МАЗа. Затем приглашали военпреда, который давал заключение о готовности машины. А потом, после доработки в ЭЦ 1, каждую машину проверяли в Институте ядерной энергетики Академии наук БССР в Соснах. Там машина подвергалась облучению, а специальные датчики регистрировали уровень радиации в свинцовой капсуле.
Все четыре машины успешно прошли испытания. Именно столько специально оборудованных тягачей, по словам ветеранов, было изготовлено в ЭЦ 1 и отправлено в Чернобыль.
Минский автозавод поставил в Чернобыль около 300 единиц техники. Серийные автомобили, предназначенные для народного хозяйства, были задействованы в транспортных перевозках в районе ЧАЭС.